Авторское право в SMM: как избежать судебных исков | Digital Monkey

Авторское право в SMM: как избежать судебных исков

Дата публикации 10/02/2016
Авторское право в SMM: как избежать судебных исков

Начинающим SMM-щикам кажется, что соцсети – это территория, где всё держится на честном слове, а не на законе. Понравилась картинка – просто берёшь, и всё: никто не будет отслеживать, кто и где её растиражировал, и уж тем более подавать в суд. Так им и продолжает казаться до первого иска.

Разберёмся, насколько защищено авторское право в соцсетях и как избежать судебных разбирательств.

Какие законы работают в соцсетях?

На SMM-специалистов, как и на всех остальных, распространяется VII пункт Гражданского кодекса (о правах на результаты интеллектуальной деятельности).

В июне прошлого года Верховный суд РФ разъяснил: права на результаты такой деятельности (например, на фото или видео) не переходят в публичное пользование после авторской публикации.

Переформулируем: если пользователь разместил картинку в альбоме вашей группы, это не означает, что вы можете ею распоряжаться.

Напишите правила

Пусть юрист поможет вам составить правила пользования группой – разместите их в топе и предупредите пользователей, что текст нужно прочесть. Делать они этого, скорее всего, не станут, но вы обезопасите себя от лишних неприятностей.

Имейте в виду, что если вы что-то упустили, то спорный вопрос решится не в вашу пользу. В идеале обратитесь к специалисту именно по авторскому праву.

Получайте разрешение всегда, когда это возможно

Даже если SMM-щик настолько скрупулёзен, что не возьмёт ни одного фото без разрешения, есть большая проблема. В соцсетях сложно или невозможно идентифицировать пользователя как субъект правоотношений. Ну получили вы ответ «да» от «человека» с явно фейковыми анкетными данными – и что дальше? Помимо письменного разрешения, вы ещё должны удостовериться, что пользователь, чьё согласие вам дано, – действительно автор и правообладатель.

Большие SMM-отделы и компании справляются с этим так: они высылают предполагаемому автору стандартную форму, и тот должен указать в ней минимально необходимую информацию, позволяющую идентифицировать личность. В договоре нужно обязательно прописать, что права на пользование фото вы получаете бесплатно.

Если хотите забрендировать фото…

Тогда вам нужно получить разрешение на это. В обычном, описанном выше, договоре уточните, что планируете изменить изображение. С точки зрения автора, даже селфи в уборной является продуктом интеллектуальной деятельности – и попробуй докажи, что это не так. Если вы без спросу забрендируете такое фото, т.е. внесёте в него изменение, то нарушите закон.

В любом случае, если вы только собираетесь работать в SMM по-крупному, проконсультируйтесь с юристом и свыкнитесь с тем, что на копирование контента придётся брать разрешения у авторов.

 

По материалам: cossa.ru

Партнер
Партнер
Партнёр по мобильной рекламе
Партнер кофе-брейков
Buy Ticket