Украинский Amazon: как «Розетке» удалось повторить успех крупнейшего в мире маркетплейса | Digital Monkey

Украинский Amazon: как «Розетке» удалось повторить успех крупнейшего в мире маркетплейса

Дата публикации 19/04/2017
Украинский Amazon: как «Розетке» удалось повторить успех крупнейшего в мире маркетплейса

В 1998 году идея продавать через Интернет все, что только можно доставить почтой, казалась дикостью. Даже тот же Amazon, который к тому моменту уже добился определенного успеха, по-прежнему торговал только лишь книгами. Но его основателя, Джеффа Безоса, это не смущало. Он не просто хотел продавать буквально все, но собирался позволить другим компаниям делать то же самое на своем же сайте. Так появилась первая в мире виртуальная торговая онлайн-платформа – маркетплейс, – которая принесла своему создателю миллионы долларов и мировую известность. Спустя 15 лет украинский предприниматель Сергей Чечеткин сумел повторить успех Безоса и создать свой собственный украинский «Амазон» – компанию «Розетка». Пусть мировой славы она еще не достигла, но судя по ее размаху, все это явно не за горами.

Как все начиналось

Маркетплейсы бывают разные. Некоторые предоставляют сторонним компаниям лишь возможность размещать свои рекламные объявления. А вот другие оказывают весь спектр услуг, который на Западе называют «фулфилмент». Именно этот путь избрала для себя «Розетка». Это значит, что компании могут не только размещать описания своих товаров на ее сайте, но и хранить их на ее складах и даже осуществлять доставку и гарантийные выплаты за ее счет. Рискованно? Затратно? Само собой! Но Сергея Чечеткина это не остановило. Как и Джефф Безос в свое время, он полностью загорелся идеей продавать все.

Итог: за несколько лет количество предлагаемых на «Розетке» товаров возросло в десятки раз. Если в 2013 году этот показатель составлял 160 тысяч, то сегодня – 1,5 млн. Что важнее, подобная тактика избавила ритейлера от многих проблем. К примеру, если бы «Розетка» сама закупала все товары для последующей перепродажи, ей бы пришлось и самой разгребать все последствия в случае низкой выручки. А так весь риск ложится на плечи партнера, которому компания позволила торговать на своем сайте.

Расширение ассортимента со временем показало, что страдает «юзабилити» сайта. Покупателям было попросту неудобно просматривать такое количество товаров и находить среди всего разнообразия нужное. Поэтому в марте 2015 года запустили версию, которая была более приспособлена к новому формату работы «Розетки». При этом компания продолжает расширяться. За последние несколько лет в ее ассортименте появились категории семян, автотоваров, ювелирных украшений и косметики, ж/д и авиабилетов, алкогольных напитков. В 2016 году она вышла в продуктовый сегмент, а также запустила продажу книг, в январе 2017 года – аптечных товаров.

Проблемы и препятствия

Сейчас «Розетка» в прямом смысле растет не по дням, а по часам, но не все этапы этого расширения происходят гладко и быстро. Конкуренты компании, например, доказывают, что крайне плохо продаются билеты, плохи дела и с продажами автомобильных шин, книг. Сам Сергей Чечеткин своих неудач тоже не скрывает, правда, никогда не раскрывает никаких деталей на этот счет. Некоторые эксперты видят в этом продуманное стратегическое решение.

Логистика

Чем больше продаешь товаров, тем больше нужен склад для их хранения. В «Розетке» это отлично понимают, поэтому ее руководство проводит сейчас тотальную модификацию отдела логистики. Речь идет не только о кадровых изменениях.

Так, компания недавно выкупила огромную территорию под Киевом для своих складов. Общая ее площадь – около 49 000 кв. м. Цена покупки также впечатляет – 16 млн долларов. Но это только цветочки. Компания готовится потратить еще больше на полную автоматизацию своего нового склада.

Контент

Это еще один показатель, которому «Розетка» всегда уделяла большое внимание. Весь предлагаемый ею контент создают люди, не машинные алгоритмы. Сейчас в штате компании около 60 копирайтеров и редакторов, еще больше – на аутсорсе. По словам самого Чечеткина, ставку на контент компания делала с первого дня своего существования. При этом она стремилась не только побудить к покупке своими текстами, видео и т.д. «Розетка» также стремится привлечь тех, кто просто ищет некую информацию, не планируя ничего покупать. И ей это удается. В каком-то смысле товарные описания «Розетки» стали своеобразными справочниками, из которых можно получить полную информацию о конкретном гаджете, например, книге или алкогольном напитке. Читаешь – и все сразу ясно, потребность шерстить Интернет дальше отпадает сама собой. Таким образом «Розетка» получает и дополнительный трафик, и потенциальных клиентов.

Поражает также и база видео, обзоров, отзывов и описаний продуктов на сайте компании – она считается самой большой в русскоязычном сегменте Интернета. А видеоканал магазина на YouTube опережает по трафику и количеству подписчиков каналы e-Bay и Amazon.

Партнер
Партнер
Партнёр по мобильной рекламе
Партнер кофе-брейков
Buy Ticket